Наверх

Журнал «Эксперт» №19 (802) Территории роста

14.05.2012 00:00
В стране активно развиваются проекты по созданию индустриальных парков

Софья Инкижинова

В стране активно развиваются проекты по созданию индустриальных парков. Правда, пока их организаторы в большей степени озабочены привлечением иностранных инвесторов и уделяют недостаточное внимание отечественным производителям

Создание индустриальных парков — основной тренд в развитии экономики регионов. Практически каждый месяц появляется информация о начале нового такого проекта в той или иной области. На волне всеобщего ажиотажа регионы начинают конкурировать друг с другом за привлечение резидентов: кто льготными условиями по налогообложению, кто близостью к рынкам сбыта, кто лучшей инфраструктурой.
Индустриальные парки — относительно новый формат организации промышленного производства в России. Суть его в том, что на ограниченной территории располагаются самые разные предприятия и осуществляют там хозяйственную деятельность, в основном речь идет о производстве и складских услугах. Своим резидентам индустриальные парки предлагают следующие преимущества: комплексные услуги по строительству и обслуживанию производства, экономию времени на запуск проекта, обеспеченность инфраструктурой и инженерными сетями, гарантии юридической чистоты сделок, административную поддержку в регионе, налоговые льготы.
«По такому принципу давно работают в развитых странах, а у нас первые индустриальные парки появились всего пять-семь лет назад», — рассказывает председатель правления Ассоциации индустриальных парков (АИП) Максим Иванов. Он считает, что на индустриальные парки нужно смотреть шире, чем на просто удобный способ для ведения бизнеса. В перспективе они способны перестроить экономику страны — обновить инфраструктуру и запустить инновационный процесс. На сегодня суммарный объем инвестиций во все заявленные проекты составляет 550 млрд рублей.

С запада на восток

По данным АИП, в стране сейчас около 250 проектов по развитию индустриальных парков (действующих и проектируемых). Создание индустриальных парков в России началось с Центрального региона, поближе к основным рынкам сбыта (лидирует Московская область, 32 проекта). Сейчас география парков расширяется — активно развиваются проекты, удаленные от Москвы и Санкт-Петербурга на тысячи километров, например, в Ставропольском крае, Ульяновской и Свердловской областях. Региональные власти предлагают потенциальным инвесторам осваивать новые рынки сбыта. Так, Ульяновск в качестве конкурентного преимущества выделяет потенциальный рынок сбыта в радиусе 200–300 км вокруг города, куда попадает население, соизмеримое с численностью столицы. А, например, строящийся в Воронеже индустриальный парк «Перспектива» видит свои преимущества в выгодном транспортном местоположении и недавно реконструированной трассе до Москвы.
Регионы, уже имеющие на своих территориях значимых производителей, зачастую предлагают новым инвесторам открывать производства не для обслуживания конечного спроса, а для создания технологических цепочек с уже существующим производителем. В том же Ульяновске в прошлом году было подписано соглашение с японской компанией Takata, которая будет делать автокомпоненты для заводов АвтоВАЗ и УАЗ. А создаваемый в Липецкой области на площадях бывшего предприятия «Строймаш» индустриальный парк «Кузнецкая слобода» расположится вблизи таких предприятий, как Новолипецкий металлургический комбинат, завод «Свободный сокол» (производитель чугуна, труб), мировой производитель бытовой техники Indezit Int., в особой экономической зоне Липецк.
Зачинщиком возникновения в России индустриальных парков стала автомобильная отрасль. Западные автопроизводители начали открывать у нас свои сборочные цеха, а затем вокруг них возникли другие производства. Так появились крупные технопарки в Ленинградской и Калужской областях. Вслед за автомобильной отраслью драйверами на этом направлении выступили нефтехимия, фармацевтика, сельхозпереработка.
Сейчас многие компании смотрят не только на потенциал конкретного региона, но и на то, как они смогут выстраивать длинные экономические связи внутри страны. В связи с этим новые проекты промпарков перемещаются с запада на восток. И если еще недавно инвесторы засматривались на южные и приволжские территории, то сейчас начинается активное освоение Сибири — Алтайского и Красноярского краев, Иркутской области, Южной Якутии.
Особые надежды на индустриальные парки возлагают в моногородах. Новые промышленные площадки помогут снять зависимость моногородов от одного крупного предприятия, а региональным властям — решить проблему занятости населения. Подобный опыт планируют применить у себя примерно 300 моногородов, сейчас к каждому разрабатываются комплексные инвестиционные планы развития (КИПы). Недавно о крупнейшем проекте по развитию индустриальных парков стоимостью порядка 35 млрд рублей объявили в Алтайском крае. Включены три моногорода — Новоалтайск, Алейск и Заринск. Первый населенный пункт в этом списке, моногород, славящийся производством вагонов, уже получил из федерального бюджета 247 млн рублей, они пойдут на инфраструктурное развитие индустриального парка «Новоалтайск-Южный». Есть намерение реализовать в этом индустриальном парке крупные зерноперерабатывающие и логистические проекты.

Условия для резидентов

По формам собственности индустриальные парки подразделяются на государственные и частные. Большая часть относится к первым, хотя в чистом виде государственных проектов мало. Наиболее часто встречается вариант, когда на первом этапе при организации индустриального парка средства в инфраструктуру вкладывает государство, а непосредственным развитием занимается частная управляющая компания. Как правило, государственные индустриальные парки привлекают крупных иностранных резидентов, а частные работают с российскими мелкими и средними компаниями.
Среди индустриальных парков существует градация по типу производственных площадок, так называемые гринфилд (новые парки, построенные с нуля) и браунфилд (старые, возникшие на основе бывших промзон). По данным компании Knight Frank, из всех индустриальных парков в России 69% приходится на гринфилды, которые представляют собой подготовленные участки на бывших сельскохозяйственных землях с подведенными коммуникациями или без них.
По структуре участников индустриальные парки могут быть универсальными или специализированными. Среди резидентов универсальных парков самые разные компании. Единственный критерий — предприятия должны уживаться вместе в плане экологии, то есть нельзя смешивать производство строительных материалов, нефтехимии (у них должна быть большая санитарная зона) и продуктов питания. Специализированные парки, в свою очередь, бывают двух типов. Первый — с одним якорным резидентом, который подбирает под себя компании с сопутствующим бизнесом (так, в Калужской области вокруг автоконцерна Volkswagen собрались его поставщики). Второй — когда в парке собираются независимые друг от друга компании, но работающие в одной отрасли.
Самый желанный резидент для парка — крупный западный производитель, который становится якорным и притягивает к себе сопутствующий бизнес, благодаря чему возникает полноценный узкоспециализированный кластер. В основном иностранные компании имеют строгие стандарты в отношении того, какой должна быть их производственная площадка, поэтому сначала они предоставляют управляющей компании собственные проекты по строительству, а затем выкупают их в собственность. Большинство государственных парков построено как раз по такому принципу.
Частные индустриальные парки, которые в основном базируются на старых производственных предприятиях, привлекают небольших отечественных производителей самого широкого профиля (иногда это компании по 5–10 человек). В отличие от государственных парков здесь редко встретишь якорного резидента. Производственные площади в таких парках не имеют какого-либо стандарта, это типовые здания, которые отремонтированы под ключ и сдаются в аренду.
На начальном этапе резиденты смотрят, удобно ли расположен парк с точки зрения логистики, насколько он близок к рынкам сбыта, какова стоимость земли и подготовки имеющихся площадок к производству, цена энергоносителей и проч. Немаловажную роль играет и социальный блок — есть ли жилье, какое количество персонала можно привлечь, существуют ли высококвалифицированные специалисты.
В дальнейшем становится значимой работа управляющей компании. Именно ее наличие и предоставление резидентам разного рода услуг, облегчающих производство, и есть главное отличие современного индустриального парка от старых промышленных зон, где компании лишь вынужденно соседствуют друг с другом. Управляющие компании зарабатывают не на аренде недвижимости, а на предоставлении дополнительного сервиса. К стандартному набору — обслуживание инфраструктуры, охрана и уборка территории — могут добавиться более дорогостоящие мероприятия — консалтинг и даже трансфер технологий, а потому затраты резидентов на услуги могут превышать стоимость аренды в несколько десятков раз. Очень часто управляющие компании создают специализированные обучающие центры, где готовят кадры для производственных предприятий.

Губернаторский проект

Успешность индустриального парка с государственным участием во многом зависит от настроя губернатора. Чем больше региональные власти заинтересованы в появлении у себя новых проектов, тем больше преференций они создают для будущих резидентов. Пример тому технопарки в Ульяновской и Калужской областях.
«На своей территории мы внедряем стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, — рассказывает губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. — Из 15 пунктов этого стандарта мы полностью реализовали семь. Например, у нас есть меморандум, закон о защите прав инвесторов, разработаны механизм поддержки инвестиционной деятельности, каналы прямой связи». Это, по словам губернатора, дало увеличение объема инвестиций в Ульяновской области по итогам 2011 года на 21% и вывело ее на первое место по темпам роста в Приволжском федеральном округе. За прошлый год в область поступило 60 млрд рублей, при этом бюджетные инвестиции составили только 9%, остальные средства пришли от частных компаний.
Довольны инвестиционным климатом Ульяновской области и сами компании. «Здесь хорошо развита транспортная инфраструктура, много готовых площадок в индустриальных парках, есть квалифицированный персонал, — рассказывает PR-директор компании “Марс СНГ” Александр Зобков. — Мы имеем довольно существенную поддержку в виде налоговых льгот. В частности, наш проект фабрики по производству кормов для домашних животных в ИП “Заволжье” пользуется льготами по налогам на прибыль и на имущество. В настоящее время мы подаем документы на получение таких же преференций и по фабрике по производству кондитерских изделий».
В Калужскую область, где местные органы власти тоже создали благоприятный климат для инвесторов, с 2006 года было привлечено 4,6 млрд долларов инвестиций. Самыми показательными проектами оказались индустриальные парки. Объем запланированных инвестиций в проект, состоящий из четырех индустриальных парков, составляет 203 млрд рублей. Первый и самый крупнейший из них — ИП «Ворсино» (площадь более 1 тыс. га). Он специализируется на производстве цемента и строительных материалов, электротехники, парфюмерии, фармацевтики и проч. В настоящее время территория парка освоена на 60%, с резидентами заключено около 30 инвестиционных соглашений, работают 24 предприятия.
Три других индустриальных парка: «Грабцево», «А-Парк» и «Калуга-Юг» (общая площадь 1,3 тыс. га), — кластер по производству автомобилей и их комплектующих. На данный момент в парке действует 22 предприятия. По словам генерального директора компании «Корпорация развития Калужской области» Владимира Попова, на первом этапе на возведение инфраструктуры для автокластера они получили из областного бюджета 2 млрд рублей. Затем компания привлекла кредит Внешэкономбанка — свыше 7 млрд рублей. На эти средства уже освоена территория почти в 500 га, где построены площадки с готовой планировкой и специализацией для резидентов.
В парках Калужской области большое значение придают не только созданию инфраструктуры, но и дальнейшему сопровождению развивающихся на территории производств. Именно этот фактор г-н Попов называет ключевым и считает наиболее привлекательным для резидентов. Так, его компания построила обучающий центр, где для завода Volkswagen, якорного резидента в кластере, прошли обучение 6 тыс. специалистов. Привлекают людей и жильем. По оценкам Владимира Попова, порядка 15% работающих в индустриальных парках Калужской области приехали из других регионов, и для них компания совместно со Сбербанком уже реализует программу по строительству жилья, в частности малоэтажных домов.
«Мы считаем, что наша модель экономически оправдывается, — говорит Владимир Попов. — Уже сегодня мы обеспечиваем бюджет области значительными налоговыми поступлениями. В целом к 2019 году от реализации нашего проекта мы получим эффект восемь рублей дохода на каждый вложенный рубль. За счет финансирования из областного бюджета, заемных средств и продажи земельных участков на сумму 30 млрд рублей мы планируем, что, даже не привлекая кредитов, к 2019 году наш доход составит 80 млрд рублей».
Схожий путь развития индустриальных парков избрали власти Ленинградской и Белгородской областей, Татарстана и др. На начальном этапе развития парков государство в лице управляющих компаний инвестирует в инфраструктуру — дороги, коммуникации. Объем инвестиций составляет в среднем от 200 млн до 2 млрд рублей, в зависимости от площади парка. Вложения резидентов сильно разнятся — от десятков миллионов рублей до нескольких десятков миллионов евро. Как правило, ведущие государственные индустриальные парки предпочитают иметь дело с резидентами, готовыми вкладывать в землю и производственные мощности от 2 млрд рублей. В целом загрузка ведущих государственных индустриальных парков довольно высока — от 40 до 60%.

Небольшие, но мобильные

Частные индустриальные парки отличаются от государственных как масштабом, так и способом привлечения резидентов. В основном частные парки развивают иностранные компании. Наиболее известны среди них «Озеры» и «Дега» в Московской области, «Гринстейт. Горелово» в Ленинградской, «И-Парк Лемминкяйнен» в Калуге. Среди российских частных парков это проекты компании «Северсталь-Метиз» в Орловской и Волгоградской областях, ИП «Родники» в Ивановской области, ИП «Перспектива» в Воронежской, проекты компании «Инпарк».
Как правило, отечественные частные компании развивают индустриальные парки по типу браунфилдов. «Еще в 2003 году мы приобрели бывший Орловский сталепрокатный завод. Затем провели специализацию своих производственных площадок и поняли, что у нас освобождаются цеха. Сначала мы решили продать здание, а потом поняли, что этой территорией нужно управлять. Самостоятельно обновили инфраструктуру, производственные площади и пригласили к себе резидентов. Сейчас у нас в Орле образовался кластер по деревообработке, производству мебели, в том числе для компании ИКЕА», — рассказывает руководитель ИП «Орел» Алексей Ереничев. Его компания в индустриальном парке выступает одновременно резидентом, девелопером и управляющей.
Примерно по тому же принципу создавался индустриальный парк «Родники» в Ивановской области. Раньше на его месте находился текстильный комбинат «Нордтекс». В кризис производственные объемы сократились, и владельцы предприятия решили использовать свободные площади, чтобы привлечь новых резидентов. Для этого на частные средства были проведены все необходимые коммуникации. «Нашему парку всего два года, и он заполнен почти на 40 процентов. Сегодня наша цель — привлечь как можно больше резидентов, предлагая им низкие цены для размещения, — говорит директор Индустриального парка Андрей Волков. — Мы можем себе это позволить, потому что вложились в строительство собственной ТЭЦ, станции водоподготовки, очистные сооружения. К примеру, у нас киловатт электричества стоит 2,5 рубля, а в Ивановской области — больше четырех рублей. Кубометр воды у нас стоит пять рублей, а в регионе — 20 рублей. Очистные стоки тоже собственные, поэтому их цена в разы дешевле, чем у остальных».
ИП «Родники» ориентируется прежде всего на отечественные производственные компании. В основном здесь сосредоточены предприятия легкой промышленности, но есть и другие производства, например по выпуску гофрокартона. В настоящее время на территории парка действует фонд поддержки предприятий малого и среднего бизнеса Ивановской области, который помогает будущим резидентам решить финансовые вопросы, например, по кредитованию. «По большому счету наши площадки нацелены на небольшие предприятия, но если к нам придет крупная иностранная фирма, то мы ей отказывать не будем, — объясняет Андрей Волков. — Другое дело, что иностранным инвесторам поддержка, какую сегодня оказывает наш фонд, может, и не нужна. Иностранных игроков, когда они заходят в индустриальный парк, больше интересует инвестиционная привлекательность региона, возможность преодолевать существующие в нашей стране административные барьеры».
Западные компании в основном строят гринфилды, поскольку привлекаемые ими иностранные резиденты предпочитают создавать собственное производство по своим стандартам.
Однако по принципу гринфилда создан и частный индустриальный парк «Перспектива» в Воронеже площадью 145 га, где управляющей является российская компания. Здесь собраны предприятия торговли, мебельные производители и проч. В настоящее время в «Перспективе», как и в «Родниках», в основном представлены компании малого и среднего бизнеса. «В нашем парке есть как местные, так и федеральные компании. Однако в нас заинтересованы не только российские, но и иностранные небольшие фирмы, готовые платить за свои площадки 30–50 миллионов долларов, — рассказывает директор управляющей компании “Перспектива” Алексей Бондарев. — Кроме того, небольшие резиденты более мобильные, для них важно время. По сравнению с государственными парками все вопросы у нас решаются быстрее. Допустим, мы можем осуществить сделку по продаже земли и подключению коммуникаций в течение суток, а государственные компании тот же объем работы будут выполнять от месяца до двух лет».
Особенность парка в Воронежской области — его ориентация в будущем на инновационные компании. «Мы считаем, что современное производство не может существовать без инноваций, поэтому сотрудничаем с рядом научных центров в нашей стране и предлагаем свою строительную площадку под их производства», — говорит Алексей Бондарев. В качестве примера он приводит Сколково: там может находиться научный центр, а в индустриальном парке будут работать производственники и выпускать инновационную продукцию.

Только начало

По оценке компании «Эрнст энд Янг», только за последний год в России количество новых индустриальных проектов выросло на 15%. В то же время в компании Knight Frank уверены, что почти половина из всех заявленных проектов представляют собой чистое поле. На практике в России в стадии реализации находится всего 25–30 парков (10% от общего количества), при этом свободных площадей в существующих парках 70%.
Конечно, реализованных индустриальных парков мало прежде всего из-за в молодости самой отрасли. Средняя окупаемость проектов — семь лет, для вложений в них владельцы ищут длинные деньги и пытаются собрать эффективный пул резидентов. При этом нередко возникают ситуации, когда владельцы индустриальных парков заявляют масштабные проекты, но на практике потенциальные резиденты остаются разочарованными — в одном месте возникают административные барьеры, в другом недоделана инфраструктура или управляющая компания предоставляет некачественный сервис.
Директор департамента складской и индустриальной недвижимости и земли компании Knight Frank Вячеслав Холопов называет несколько причин, побуждающих инвесторов отказаться от размещения в индустриальных парках. Это недостатки общей инфраструктуры и давление на резидента собственником, возможные обременения со стороны предприятий-соседей, конкуренция за профессиональную рабочую силу, фокус на крупных клиентах, в то время как индустриальные парки интересны малым и средним бизнесам. Кроме того, возможны неконтролируемые уровни эксплуатационных расходов и коммунальных платежей, а также желание резидентов самостоятельно выступить в роли девелопера.
Между тем президент Ассоциации индустриальных парков Юрий Яблоков считает, что сегодня индустриальные парки настолько интенсивно набирают обороты, что уже через год-два можно будет с трудом представить компанию, начавшую развивать свое производство в чистом поле. АИП, созданная полтора года назад, сегодня объединяет около 60 крупнейших участников рынка и старается помочь разобраться будущим резидентам в новом рынке. В ассоциацию входят как государственные корпорации развития субъектов РФ, так и частные отечественные и международные компании. Сейчас АИП разрабатывает стандарт индустриального парка, в соответствии с которым проводит добровольную сертификацию участников. Пока сертифицированных ИП немного — эту процедуру прошел 21 парк. Начиная с 2012 года требования к паркам ужесточаются: Минэкономразвития выступило с заявлением, что финансовую помощь от государства смогут получать только сертифицированные парки.
В ближайших планах АИП создание рейтинга промышленных парков. «Нас часто просят: порекомендуйте нам какой-либо индустриальный парк, — говорит Юрий Яблоков. — Я считаю этот вопрос некорректным, потому что для каждого резидента хорошими парками могут считаться совершенно разные площадки. В связи с этим в текущем году мы планируем оценивать парки по разным параметрам, например, по степени удовлетворенности резидентов, по количеству привлеченных инвестиций, по количеству привлеченных предприятий за последний год».
Это, однако, не исключает складывающейся между парками конкуренции. Понятно, что у государственных парков сегодня больше возможностей по привлечению клиентов, в первую очередь за счет предоставления льгот. «Когда государство вкладывает миллиард рублей в инфраструктуру, то в обмен оно получает рабочие места и налоги, — говорит Юрий Яблоков. — Однако, на мой взгляд, такой миллиард безвозвратно потерян, кроме возможности получения налогов. У государства нет задачи вернуть эти деньги. Частные индустриальные парки аналогичным образом работать не могут — они должны окупить вложенные в инфраструктуру средства, и не за счет налогов, которые им также нужно выплатить государству. По этой причине цены на услуги частных парков выше — для получения прибыли им требуется быть максимально эффективными». По мнению Яблокова, такая разница между государственными и частными парками делает невозможным справедливую конкуренцию на рынке. Частным компаниям бессмысленно тягаться с государством в финансовом плане и поддержке. Бизнес индустриальных парков малорентабельный и долгоокупаемый. И если в дальнейшем правительство сосредоточит больше внимания на государственных парках, частные парки перестанут создаваться.
Что плохо. Ведь чем руководствуются региональные власти, которые на своей территории создают индустриальные парки? Их задача прежде всего получить в свой бюджет дополнительный доход, увеличить занятость населения, и только в последнюю очередь развивать у себя малый и средний российский бизнес. Поэтому все усилия бросаются на поиски крупного западного резидента-инвестора. Кстати, значительный рост занятости в регионе — иногда некоторое преувеличение. Так, привлечение в конце прошлого года в ИП «Заволжье» крупнейшего резидента — немецкой станкостроительной компании Gildemeister AG с объемом инвестиций в проект не менее 20 млн евро — дало всего лишь 200 новых рабочих мест на суперсовременном высокотехнологическом производстве. Или, например, в индустриальном парке «Кузнецкая слобода» в Липецкой области, на территории которого работают четыре российских, три итальянских и два немецких предприятия, тоже создано около 200 рабочих мест.
С точки зрения развития отечественной экономики поддержка крупных государственных индустриальных парков имеет смысл только в случае дальнейшего трансфера технологий резидентов и обрастания крупного резидента в парке большим количеством отечественных компаний. Частные же индустриальные парки в первую очередь работают на развитие мелкого и среднего бизнеса в стране, и их поддержка, собственно, и обеспечивает ту самую новую индустриализацию, которая позволит кардинально изменить экономику.
В настоящее время Минэкономразвития уже приняло решение о поддержке частных парков. Пока планируется провести тестовое субсидирование — тех, кто уже достиг определенного уровня. Если частный индустриальный парк заполнен на 40%, то он может претендовать на возмещение затрат на инфраструктуру — правда, с тем условием, что эти средства пойдут на дальнейшее развитие индустриального парка.