Наверх

8 миллионов рублей: все-таки на ветер

Из-за жителей пригородов

01.03.2018
Анна Семенова
Фото: Варвара Гертье


Почти год прошел с того момента, как в областном центре завершилось масштабное – и по продолжительности, и по стоимости – обследование пассажиропотоков (напомню, что обследование было затеяно еще предыдущим главой города Алексеем Хохловым, и шарыповской администрации досталось, что называется, в наследство, как и прочие городские проблемы). Весной прошлого года ивановская мэрия – заказчик обследования – провела для жителей презентацию итогов и представители московского НИИ автомобильного транспорта рассказали, какие проблемы у пассажирского транспорта в Иванове имеются в наличии (ага, а то мы без них не знали про засилье маршруток и несоблюдение графиков), и что нужно сделать для изменения ситуации. За это обследование и рекомендации из городского бюджета было заплачено 8 миллионов рублей.

Забавно, но еще в апреле прошлого года мы писали о том, что, скорее всего, деньги потрачены впустую. И дело не в том, что ивановские чиновники делают что-то не так, а в том, что значительную часть общественного транспорта на улицах областного центра составляют межмуниципальные автобусы, отбирающие чуть ли не половину пассажиров у городских перевозчиков, в том числе у МУП «ИПТ». Отсюда – гонки, которые устраивают водители на дорогах, растущее число ДТП с участием пассажирского транспорта и огромные убытки «ИПТ», которые возмещаются из бюджета. Чтобы упорядочить ситуацию, нужно участие областного департамента дорожного хозяйства и транспорта – именно эта структура регионального правительства согласовывает межмуниципальные маршруты.

Почти год областные чиновники отмалчивались, и вот, наконец, свершилось. Правда, ничего радостного для ивановцев не обнаружилось: судя по всему, цель областных властей в сфере общественного транспорта – сохранить ту ситуацию, которая есть сегодня. По крайней мере, это следует из выступления на заседании комиссии Общественной палаты Ивановской области по дорожному хозяйству и транспортной инфраструктуре замначальника департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивана Звигунова.

Напомню, что в рекомендациях НИИАТ упоминалось о нескольких вариантах урегулирования ситуации с межмуниципальным транспортом. Предлагалось сделать пересадочные узлы (доехал из Кохмы до автовокзала – пересаживайся на муниципальный транспорт), или ввести экспресс-движение межмуниципальных маршруток по территории города (в Иванове они будут останавливаться не на каждой остановке, а только на крупных), или ввести единый электронный проездной для поездок не только в городе, но и в пригородах.

Прошел год, и вот что говорят в департаменте дорожного хозяйства. Цитирую Ивана Звигунова:

«У департамента и у госвласти немножко свое отношение и к обследованию, и к рекомендациям института. Мы были очень удивлены, когда увидели предложение организовать пересадочные узлы. Мы считаем, что пересадочные узлы возможны только в одном случае: если данные маршруты будут субсидироваться за счет средств регионального бюджета. Как было указано в рекомендациях, на кохомском направлении пересадочный узел это автовокзал, Ново-Талицы – это улица Парижской Коммуны, и фурмановское направление – это железнодорожный вокзал. Вопрос в том, как мы и город будем справляться с тем наплывом пассажиров. Мы из Кохмы вывозим порядка 10 тысяч жителей в день. Конечно, мы не единомоментно их вывозим, но если мы будем осуществлять высадку пассажиров на территории автовокзала, это будет коллапс. С этим никто не справится. Это первое. Вторая проблема – что скажут перевозчики? Потому что перевозчик будет нести убытки. Одно дело, когда у него маршрут до ж/д вокзала или до автовокзала.

Мы уже с комитетом по транспорту и связи провели совместную работу по так называемому экспресс-движению. Мы, конечно, не удивились, у нас шквал негатива вызвал этот момент у населения. Ну, сами понимаете: если я, например, живу в Кохме, почему я должен ехать до автовокзала, если мне нужно выйти на Куконковых? Кстати, этот вопрос не нашел поддержки в стенах правительства, потому что социальный бум никому не нужен.

Мы не поддерживаем выводы НИИ в этом моменте, потому что наша главная задача при организации пригородного движения – доставить граждан из близлежащих населенных пунктов в город Иваново к месту работы, отдыха, обучения и так далее».

На этом фоне совершенно неудивительно выглядел рассказ представителя городского комитета по транспорту о том, что за год после обследования они всего-то и смогли сделать, что пустить 45-й и 46-й маршруты по ул. Наговицыной-Икрянистовой. Планы по введению электронного проездного в троллейбусах, конечно, прекрасны, но вот скажите мне, дуре, внятно: кто в здравом уме будет покупать проездной только на троллейбус? Нужен единый проездной, но частным перевозчиком он неинтересен, и вряд ли в ближайшие годы появится.

Ну что, ивановцы, мерзнущие по 40 минут на остановках, поняли? Не будет вам никакого транспортного счастья, потому что департаменту дорожного хозяйства надо думать о перевозчиках и жителях пригородов. Социальный взрыв никому, разумеется, не нужен – но, похоже, замначальника департамента дорожного хозяйства сам не понимает, насколько смехотворны аргументы и ссылки на недовольство жителей Ново-Талиц и Кохмы. Когда правительству Ивановской области было надо – не вспомнили про недовольство и спокойно урезали льготы (например, стали оплачивать только одну треть проезда льготников, а не половину), компенсации по плате за детские сады, делали выплаты компенсаций раз в квартал, а не ежемесячно. В конце концов, запустили реформу в сфере ТКО – а уж тут-то и проблем гораздо больше, и социальное недовольство круче. Ничего, не поморщились и ввели.

Аргументы департамента больше похожи на отговорки школьников – мол, тетрадь с домашним заданием забыл дома. Настоящие причины упорного нежелания переформатировать сферу пассажирских перевозок совсем в другом. Но это отдельная песня.

Да, и еще один прекрасный момент, озвученный Звигуновым (лучше бы уж молчали на эту тему): про то, что будет с троллейбусными маршрутами № 6 и № 11, которые по факту являются межмуниципальными. По идее, с 2019 года эти маршруты должны были перейти в ведение области, но, по словам Звигунова, поскольку у области нет материальной базы, маршруты передадут обратно в Иваново.

Фишка в том, что если маршруты являются межмуниципальными, то и компенсировать убытки МУП «ИПТ» от работы на них должна область. Должна – но не будет, теперь это сказано открыто. Областной центр по-прежнему будет вваливать по 200-250 млн в год в МУП «ИТП». Или субсидию в 20 миллионов, которую после многолетней паузы регион все-таки соизволил выплатить МУПу, в правительстве считают достаточной? За областным бюджетом еще столько долгов за перевозку льготников, что это на самом деле копейки.

Больше всего в этой ситуации жаль эти несчастные 8 миллионов рублей – можно было что-нибудь полезное для города сделать.

А ивановцам, особенно живущим или работающим на окраинах, можно посоветовать обзаводиться личными автомобилями – в сфере общественного транспорта в городе в ближайшее время ничего не изменится. Можно провести еще 10 обследований – пока в правительстве не начнут включать голову и думать о жителях, все останется по-прежнему, с гонками водителей из братских республик Средней Азии, хамством, старыми «Газелями» и несоблюдением графиков.
Войти на сайт или авторизоваться через соц сети


  • Илья Пигалкин 01.03.2018 19:36
    нет повести печальнее на свете чем повесть о маршрутке в муниципалитете

Вернуться к списку новостей